Давос-2017: почему мировые корпорации превращаются в IT-компании

Oднa из пeрвыx пaнeлeй Всeмирнoгo экoнoмичeскoгo фoрумa былa пoсвящeнa будущeму цифрoвoй экoнoмики. Тoп-мeнeджeры из aбсoлютнo рaзныx индустрий сoбрaлись пoгoвoрить o тoм, кaк цифрoвизaция мeняeт иx привычныe бизнeс-мoдeли, кaк вoкруг иx кoрпoрaций вырaстaют нoвыe экoсистeмы и чтo с ними дeлaть.

Прoдукты oбрaстaют бaгaжoм данных

Председатель международной консалтинговой компании Brain   and   Company   inc.   Орит Гадиш говорит, что быстрое распространение коммуникации между устройствами "доставило" интернет вещей в мир b-to-b (business-to-business, экономическое взаимодействие предприятий). И это очень важное событие. Потому что общее количество операций и транзакций между компаниями в два раза превышает количество таких контактов в сфере b-to-c (когда компания взаимодействует напрямую с частным потребителем).

Как подчеркивает Орит Гадиш, цифровая трансформация сохраняет изначальную ценность классических продуктов в b-to-c среде. "Ведь свитер, который я купила, если его дизайн остается модным, сейчас ничем не отличается от того свитера, который я купила 20 лет назад. В книгах и музыке контент, который я ценю как потребитель, тоже остался тем же", — уточняет она. Явные изменения происходят преимущественно в каналах продаж и маркетинге этих продуктов.

Читайте также:   От футболки до фильмов для взрослых: технологии на CES 2017

В мире b-to-b старые продукты начинают обрастать новыми функциями. Например, двигатель самолета стал не только механическим устройством, но и цифровым. Теперь он производит к тому же и огромное количество данных. Около 10 Гб в секунду. И если сопоставлять эти данные с данными других турбин, двигатель сможет своевременно уведомить, что он нуждается в техподдержке.



Обращение с данными, по словам Гадиш, в b-to-b и b-to-c тоже существенно отличается. В первую очередь потому, что межкорпоративный бизнес не предусматривает ситуативного ежедневного обмена большими данными, как это делается в потребительских бизнесах для удобства. Промпредприятия же, наоборот, предпочитают старательно собирать и накапливать данные и раскрывать их для партнеров только в случае равноценного обмена. Таким образом, в b-to-b данные становятся ценным конкурентным активом. И основной вопрос сейчас состоит в том, какое звено всей бизнес-экосистемы получит от накопленных данных максимальную выгоду.

"Цифровые близнецы"

Как выяснилось, массив цифровых данных уже повлиял на бизнес-модели крупнейших мировых предприятий, которые еще пять лет назад не имели ничего общего с информационными технологиями, а теперь, наоборот, позиционируют себя как ИТ-компании.

Как рассказывает CEO   General   Electric   Power   Стив Болз, в течение первых двадцати лет его карьеры (начинал электриком) в компании ему особо не приходилось думать, что такое софт. За последние несколько лет произошли драматические изменения. Индустриальный интернет, по его словам, будет в несколько раз больше, чем потребительский. "Одна газовая турбина одного нашего ключевого решения способна часто генерировать 2 Тбайт данных в день. И это больше, чем многие из нас могут опубликовать в социальных медиа в течение года", — подчеркивает Болз. Как он говорит, из получаемых данных еще можно много чего выжать полезного. Ведь сейчас в сегменте индустрии (utility), где он работает, только 2% данных используются эффективно.

Читайте также: Кибервойна полным ходом: готова ли Украина отражать новые удары?

Болз еще помнит те времена, когда в его корпорации начали появляться первые переманенные айтишники из таких компаний, как Cisco. Сначала в GE   думали, что просто улучшат предоставление услуг за счет digital-подразделений. Но в конце концов все свелось к тому, что гораздо эффективнее создавать новые продукты. Так в корпорации появились такие облачные платформы и решения, как Predix   и Digital   twin. Последний представляет собой виртуальную копию любого актива, существующего в компании. Сейчас таких "близнецов" уже 500   000. Они существуют в облаке и подтягивают всю оперативную информацию о происходящем с реальными активами. Эта информация обрабатывается с помощью алгоритмов машинного обучения и помогает предсказать, например, приближающееся аварийное отключение или просто предлагает модель для более эффективной работы (GE, кстати, позволяет понять, как работает "цифровой близнец", на примере ветровой электростанции в игровой форме на своем сайте).



Чтобы проходить через такие трансформации, GE   пришлось ввести новую позицию топ-менеджера Chief   Digital   Officer. Теперь такой топ есть в каждом ключевом подразделении компании.

Цифровая трансформация заставляет таких инфраструктурных гигантов, как GE, все больше соприкасаться с сообществами пользователей, заинтересованных поучаствовать в разработке новых продуктов. Сейчас на компанию работает около 20   000 разработчиков. И многие из них — это небезразличные клиенты группы.

Как здравоохранение Китая превращается в бизнес

Китайская Neusoft   Corporation управляет ИТ-платформой, через которую осуществляется распределение половины бюджетных затрат на здравоохранение Поднебесной. Как говорит ее директор Лию Джирен, тысячи больниц используют их информационную систему. По его словам, Bigdata-анализ большого массива информации медицинских учреждений показал, что около 70% их медицинских активностей не являются прибыльными. И чтобы упразднить такое количество дополнительных затрат, Neusoft   предложила новую цифровую бизнес-модель, когда обмен данными между пациентами и больницами осуществляется в онлайне (вместо того чтобы семейный доктор обхаживал пациентов). Neusoft также создала экосистему для носимых устройств, способных собирать данные о жизнедеятельности пациентов без необходимости ехать в больницу. Таким образом Neusoft   Corporation стала не просто ИТ-компанией, а предприятием, способным понимать здравоохранение и страхование. А также потребности их клиентов. "Мы называем эту трансформацию B-B-C   (business-to-business-to-client). Если вы не понимаете клиентские потребности, вы не можете сделать успешным бизнес партнеров, покупающих ваши ИТ-решения", — уточняет Джирен.

Безопасность и приватность

Исходя из этих примеров, участники панели делают вывод: по мере того как количество данных в различных индустриях увеличивается, совершенно на другой уровень переходит и вопрос безопасности этой информации. Число хакерских атак растет, и под угрозой может оказаться любой массив данных — как из энергетики, машиностроения, так и из сферы здравоохранения. При этом, подчеркивает CEO   страховой группы Lloyd’s Инга Бил, большинство взломов (от 75 до 90%) происходят из-за пренебрежения мерами кибербезопасности самими людьми, а не из-за уязвимости системы. Бюджет на безопасность GE   за последние годы вырос минимум в три раза.

CEO   Neusoft   Corporation обращает внимание на то, что многие приложения и гаджеты, которыми пользуются их клиенты, небезопасны и создают большие риски для работы всей экосистемы здравоохранения. Поэтому, как отмечает CEO   SAP   SE   Билл Макдермотт, безопасная защищенная экосистема должна выстраиваться в первую очередь между предприятиями-партнерами. Только тогда у пользователей их продуктов может сформироваться доверительное отношение к продуктам. Макдермотт добавляет, что забот с обеспечением безопасности данных прибавляет такой фактор, как повсеместный рост количества временных сотрудников в компаниях (он говорит об увеличении на 45% числа таких работников в прошлом году). Это чревато тем, что работодатель вряд ли будет хорошо знать всех своих подчиненных и понимать их реальные намерения трудоустройства. Возможно, именно через таких "темных лошадок" данные будут утекать из компаний.

Читайте также: Киевстар штормит. Хакеры научились отключать мобильную связь

Еще один вопрос, который возникает при появлении больших массивов данных в различных индустриях, — это сохранность их приватности. Возможно, не каждый клиент захочет, чтобы его личная информация создавала дополнительную ценность для активов бизнес-империй. Но, как говорит CEO   Neusoft   Corporation, выход здесь очень простой. Компания перед началом обработки личных данных предлагает клиенту выбор: или подписать специальное дополнительное соглашение о доступе к их массиву, или отказаться от такой системы обслуживания. При этом корпорация в обмен на доступ к личным данным может пообещать клиенту, например, более кастомизированный сервис. А в случае со здравоохранением — более точный диагноз и эффективное лечение. CEO   SAP   SE   соглашается: главное, чтобы у потребителя был выбор. И недопустимо, если корпорация начнет собирать данные без ведома клиента обходным путем.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.