Пoслe нoвoгoдниx прaздникoв стрeмитeльнo oбвaлилaсь нaциoнaльнaя вaлютa, чтo oчeнь быстрo привeдeт к пoдoрoжaнию тoпливa нa 1-1,5 гривны. Пeрспeктивa мaлoприятнaя, oсoбeннo ввиду пaдeния дoxoдoв нaсeлeния. И eсли цeнa нa «сoлярку» пoстoяннo рaстёт, тo качество её в последние годы было довольно стабильно. Это обуславливалось поставками «тяжелого» топлива в подавляющей массе из-за рубежа, но сейчас даже государственный Шебелинский НПЗ перешёл на выпуск топлива стандарта Евро-5. Вроде бы ничего не предвещало беды, но треть проверенного специалистами Института потребительских экспертиз топлива оказалось не кондиционным.
Тест-контроль
В этот раз эксперты решили сконцентрировать внимание не только на крупных игроках, но и уделить внимание и средним, и небольшим сетям. Пробы отобрали в 8 сетях: БРСМ-Нафта (ДТ Евро), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), Shell (ДТ Евро) и SunOil (ДТ Евро). Изюминкой теста стало участие в исследовании нелегальной АЗС, так называемой «бочки», которые массово появляются в последнее время. Цена там, как правило, на 3-4 гривны ниже, чем у сетевиков, а вот что там разливают, не знает никто. В лаборатории все образцы прошли проверку по множеству параметров: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность.
И, конечно, главные «зимние» показатели – предельная температура фильтрации (замерзание) и массовая часть воды. Скажем сразу: все испытуемые оказались «зимними» образцами, но полностью испытание выдержали не все.
Цетановый индекс
Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы БРСМ-Нафта (ДТ Евро) – 52,6 единицы, и КЛО (ДТ Евро) – 51,7 единицы. На таком дизтопливе будет легче запускаться зимой и меньше расход топлива.
Вспышка
Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.
Сера
Продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – реальность. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5! Рекордсменом стал образец БРСМ-Нафта (ДТ Евро) (всего 3 мг/кг!). А вот на нелегальной АЗС серы в «дизеле» оказалось по нынешним меркам очень много – 339 мг/кг.
Вода
Воды в дизельном топливе быть не должно – это регламентирует стандарт, это знают все дизелисты. На морозе кристаллы льда забьют трубопроводы и фильтра – и прощай, движение! Но этого, похоже, не знают в сетях ANP и AMIC, ведь именно в образцах этих АЗС (и нелегальной «бочке») были обнаружены следы воды. Как она туда попала, остаётся только гадать (остальные параметры в порядке). Скорее всего, можно предположить прорехи в логистике и хранении.
Морозостойкость
Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом. При сильном похолодании не замёрзнет дизель БРСМ-Нафты, который выдержит до минус 26 по Цельсию, неплохо продержатся КЛО (- 23), LUXWEN (- 23), ТНК (- 20). На случай более экстремальных морозов КЛО и Shell предлагают именные сорта (Ventus и V-power), которые являются арктическими, но и стоят ощутимо дороже.
Итого
В целом, качество дизельного топлива находится на уровне, если не считать следы воды в некоторых образцах (хотя вряд ли это системный процесс, скорее, недочёты отдельных АЗС). Порадовали также результаты сети БРСМ-Нафта, которая сейчас переживает нелёгкие времена, отбиваясь от рейдерской атаки, но при этом качество пока не пострадало. Что же касается нелегальных АЗС, то дорогу туда лучше забыть, поскольку претензий в случае неприятностей предъявлять попросту некому.
Дмитрий Гордиенко
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5
Цетановый индекс
(норматив – не менее 46 ед.)
Плотность при t 15 °С, кг/м3 (норматив 820-845)
Температура вспышки в закрытом тигле, С
(норматив – не ниже 55, С)
Содержание серы, мгкг (норматив – не более 10 мг/кг)
БРСМ-Нафта (ДП Евро)
52,6
835,9
55
3
Shell (ДП Евро)
50,9
833,7
72
4
Нелегальная АЗС
49,8
818,9
44
339
LUXWEN (ДП Евро)
50,8
836,3
60
4
ТНК (ДП Евро)
48,6
832,5
63
10
AMIC (ДП Евро)
52,3
831,7
67
9
ANP (ДП Energy)
50,2
835,8
55
8
КЛО (ДП Евро)
51,7
837,4
62
8
SUN OIL (ДП Евро)
49,9
832,9
57
10
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5
Массовая часть воды, % (норматив – не более 0,02 %)
Предельная температура фильтруемости, не выше,°С
(норматив – для марки Л ( — 5°С ), для марки З ( — 20°С ), для марки Арктика ( — 30°С ))
БРСМ-Нафта (ДП Евро)
Не обнаружено
– 26
Shell (ДП Евро)
Не обнаружено
– 18
Нелегальная АЗС
Обнаружено
– 14
LUXWEN (ДП Евро)
Не обнаружено
– 23
ТНК (ДП Евро)
Не обнаружено
– 20
AMIC (ДП Евро)
Обнаружено
– 18
ANP (ДП Energy)
Обнаружено
– 27
КЛО (ДП Евро)
Не обнаружено
– 23
SUN OIL (ДП Евро)
Не обнаружено
– 15