15 лет мучений: Как в Украине электронное правительство создавали

Министeрствo экoнoмрaзвития прeдлoжилo укрaинцaм сaмими oпрeдeлить, кaкиe услуги элeктрoннoгo прaвитeльствa нaибoлee приoритeтныe и вoстрeбoвaнныe — нa сaйтe вeдoмствa oткрытa гoлoсoвaниe пoзвoляющaя прoрeйтингoвaть aдминистрaтивныe услуги пo вaжнoсти.
ЛІГAБізнeсІнфoрм выяснялa, кaк "элeктрoннoe прaвитeльствo" в Укрaинe стaлo долгостроем, кто на этом заработал и как оно реализовано в цивилизованном мире

Единое окно… для приема бумаги

Первые упоминания об идее электронного взаимодействия государства и граждан в украинских законодательных актах датируются 1998 годом. Сам термин "электронное правительство" впервые использован в 2003 году. Однако вплоть до 2007 года, когда Кабмин издал Распоряжение № 653-р "Об основах развития информационного общества в Украине в 2007-15 гг" практических шагов в этой области не предпринималось. Во времена Януковича внедрение электронного правительства было поручено Госинформнауки во главе с Владимиром Семиноженко. Перед агентством стояла задача разработать единую систему обмена данными между всеми госорганами (электронный документооборот). Госинформнауки регулярно рапортовало об очередных свершениях, отправляло в командировки сводные делегации чиновников перенимать западный опыт, проводило круглые столы и прочие мероприятия. Однако, в итоге ничего похожего на полноценное электронное правительство так и не было реализовано.

Практически все инициативы, предпринимаемые государством времен Януковича в области электронного правительства, сводились к откровенной профанации самой идеи — вместо ликвидации очередей и бумажных документов они только множились. Так, презентованный с большим пафосом в 2013 году единый государственный портал админуслуг оказался, по сути, сайтом-визиткой. Ни о каких админуслугах в режиме онлайн речи не идет. Сайт содержит адреса и время работы госучреждений, выдающих бумажные справки в порядке живой очереди.

В 2013 году государство предприняло еще одну масштабную попытку реализовать "единое окно" админуслуг для населения — путем трансформации в него Укрпочты. Для автоматизации внутренних процессов почтового оператора был инициирован проект внедрения ERP-системы SAP стоимостью 65 млн грн. Куратором "айтишной" части проекта был приглашен известный автоматизатор бизнеса крупных предприятий, IT-директор Метинвеста Виталий Волосецкий. Запуск системы был запланирован на 2015 год. Однако этот проект постигла печальная   судьба. Тогдашнюю руководительницу Укрпочты Оксану Плотникову поспешно и при загадочных обстоятельствах сняли с должности, после чего внедрение SAP ERP "подвисло" в неопределенном состоянии.

В странах-первопроходцах принцип "электронного правительства" распространился гораздо дальше простого предоставления административных услуг и приблизил общество вплотную к прямой демократии. Например, Сербия реализовала т.н. "открытый парламент" — систему мониторинга власти избирателями, которая позволяет проследить всю работу народных избранников, а также сравнить принятые ними решения и публичные выступления с предвыборными обещаниями.

Власть новая — грабли старые

Участники отечественного IT-рынка считают, что долгострой электронного правительства в Украине окончательно дискредитировал себя, а термин "информатизация" стал синонимом жаргонизма "распил". К примеру, известный IT-предприниматель, основатель компании Инком Александр Кардаков уверен, что все расходы на электронное правительство, предусмотренные в бюджете, нужно запретить. "Если у нас нет системы управления, то как можно автоматизировать бардак? Сейчас пытаются "выбить" очередные деньги на эту инициативу. Но сначала пусть научатся работать в экселевских таблицах и с электронной почтой, а потом мы поговорим об электронном правительстве", — пояснил Кардаков в интервью для ЛІГАБізнесІнформ.

В странах Запада первые системы онлайн-взаимодействия граждан и власти начали появляться еще в 90-х годах прошлого века. Основная идея электронного правительства -максимально упростить разрешительные процедуры, ликвидировать живую очередь и бумажный документооборот, а также устранить коррупцию, "наслоившуюся" вокруг этих процессов. Сегодня список услуг, которые граждане развитых стран могут получить, не вставая с кресла, расширился на все сферы общественной жизни — от подачи налоговых деклараций, до записи ребенка в детсад.

Читайте также: Семиноженко анонсировал запуск платформы е-правительства


В министерстве говорят, что это первый реальный шаг к созданию в Украине электронного правительства в той форме, в какой оно реализовано в большинстве европейский стран — общение между гражданами и властью в режиме онлайн. Это далеко не первая попытка перенести коммуникации между гражданами и государством в интернет. На протяжении пятнадцати лет   "электронное правительство" в Украине принимало весьма гротескные формы — выдумывались всевозможные концепции, плодились законодательные акты, создавались отдельные госструктуры, выделялись бюджетные деньги, но админуслуги для населения так и остались в бумажной форме.

"Когда в Украине появилась первая концепция ЭЦП, в большинстве госорганов отреагировали не нее так же, как и на остальные нововведения — тихим саботажем. А вот ребята из налоговой хорошо и вовремя сориентировались. Начали плодиться центры сертификации ключей, каждый из которых был чьим-то "свечным заводиком". В какой-то момент центров сертификации стало больше десятка, а выдаваемые ими ключи были несовместимы между собой. Делалось это сознательно — чтобы насильственно удержать клиентов и не допустить создания открытого рынка" — говорит экс-чиновник Минтранссвязи.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Впрочем, в реализации электронного правительства преуспели не только западные демократии. Даже в России уже несколько лет работает сайт центра государственных услуг. Причем работает он так же, как на Западе — обслуживая граждан в режиме онлайн. На сайте реализована система удаленной идентификации, есть электронный кабинет гражданина, и перечень предоставляемых услуг довольно широк.

К концу 2013 года Укрпочта все же начала "предоставлять админуслуги", но в еще более карикатурной форме, чем единый госпортал. Очередное "единое окно" свелось на практике к пересылке в госорганы заказных писем с полным пакетом бумажных документов, требуемых для получения некоторых услуг, таких выписки из реестров и различные справки. "Инновация" заключалась в том, что гражданин мог проконсультироваться у сотрудника "Укрпочты" относительно полноты пакета бумажных документов и правильности заполнения бланков.

Читайте также: Услуги Укргосреестра теперь можно получить в отделениях Укрпочты

Особенности национальной идентификации

Первое правительство Яценюка летом 2014 года расформировало Госинформнауки, а вопросы внедрения электронного правительства перепоручило специально образованному для этой задачи одноименному Госагентству. Однако за 7 месяцев своего существования новоиспеченное ведомство так и не смогло запустить собственный сайт и хотя бы представить свою программу действий.

Читайте также: Электронное правительство поручили главе Минрегиона Гройсману

Одним из главных камней преткновения в создании украинского электронного правительства остается проблема идентификации гражданина-реципиента онлайн-услуг. В отличие от других стран, где граждане имеют возможность биометрической авторизации, или с помощью банковских карт, в Украине единственным способом авторизации утверждена электронная цифровая подпись (ЭЦП). Как пояснил один из чиновников бывшего Министерства транспорта и связи, принимавший в середине 2000-х участие в разработке концепции национальной системы ЭЦП, такая архитектура авторизации почти сразу породила коррупционную схему.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.