На фоне падения цен на нефть в Эр-Рияде ввели повышение визового сбора и огромные штрафы за нарушение ПДД. Но это еще не все: Delo.UA разбиралось, как королевство собирается выживать без опоры на доходы с продаж нефти
«Джентльмены, у нас закончились деньги. Пора начинать думать!» (с)
Саудовская Аравия, столкнувшись с сокращением нефтяных доходов, резко повысила визовые сборы, тарифы и штрафы как часть комплекса мер, направленных на повышение доходов от источников, не связанных с нефтью.
«После десятилетий нефтяного процветания мы видим реальную возможность для страны придать новый динамизм ее экономике через производительные и основанные на инвестициях преобразования, которые могли бы обеспечить будущий рост, занятость населения и процветание», — отчет консалтинговой группы McKinsey о состоянии экономики Саудовской Аравии в декабре 2015 года.
Визовые сборы и штрафы по-новому
В соответствии с новыми правилами, утвержденными правительством Саудовской Аравии, иностранцы должны будут платить $800 за шесть месяцев визы, в шесть раз больше текущей стоимости. Виза на год обойдется в более чем $1300, а на два года — $2133. Новые тарифы вступят в силу в октябре этого года.
Пересмотренный визовый режим также увеличит стоимость транзитной визы. Те, кто прибывают в страну, должны будут заплатить $80, а те, кто покидают — $13. Одна поездка в течение двух месяцев обойдется в $53 и еще $27 за каждый последующий месяц в пределах срока действия вида на жительство в Саудовской Аравии. А уж если вы хотите пребывать в СА в течение трех месяцев, будьте готовы выложить $133 сразу и еще $53 сверху за каждый последующий месяц.
Правительство также значительно увеличило штрафы за нарушения правил дорожного движения, включая запрет дрифта — практики, которая включает в себя намеренный занос и вращение на высокой скорости, обычно на двух колесах — популярное времяпрепровождение для мужчин в стране, которая, как известно, испытывает недостаток развлекательных заведений. Если нарушитель будет пойман впервые, ему будет грозить штраф 20 000 саудовских риалов ($5332). Во второй раз — 40 000 риалов, т.е. $10 тыс., а в третий раз — 60 000 риалов, т.е. около $20 тыс. Машина будет отобрана (кроме арендованных и угнанных), а дело будет передано в суд. Кроме того, более чем в три раза увеличены сборы, взимаемые за рекламу на щитах.
Не визами едиными: как Саудовская Аравия собирается выживать без нефти
Однако только лишь увеличения платы за визу будет мало, чтобы наполнить бюджет, уже в течение двух лет испытывающий дефицит из-за низких цен на нефть. В прошлом году рекордный дефицит составил около $98 млрд.
Цель правительства амбициозна: оно хочет более чем в три раза, увеличить свои доходы, не связанные с нефтью, со 163,5 млрд риалов в настоящее время до 1 трлн риалов ($266,6 млрд) к концу 2030 г, поднять СА в рейтинге эффективности управления (Government Effectiveness Index) с 80-го до 20-го места, а в рейтинге электронного правительства (E-Government Survey Index ) — до первых пяти стран (сейчас королевство на 36-м месте).
Второй пакет — подняться в глобальном рейтинге эффективности логистики (Logistics Performance Index) с 49 до 25 места, что обеспечит Королевству звание регионального лидера и увеличить долю не-нефтяного косвенных налогов, таких как налог на добавленную стоимость, когда-то немыслимый в королевстве, где в течение многих десятилетий нефтяных денег было достаточно, чтобы финансировать щедрую систему социального обеспечения. Саудовская Аравия не одинока: спад цен на нефть также толкает соседей по Персидском заливу пересматривать свои налоговые режимы.
В конце апреля под председательством Короля Салмана Совет министров страны одобрил «Видение Саудовской Аравии до 2030 года», и вот как оно начинается:
«Наше стремление — стать глобальным инвестиционным локомотивом. Наша страна имеет сильные инвестиционные возможности, чтобы стимулировать нашу экономику и диверсифицировать наши доходы. Наше уникальное стратегическое расположение — глобальный узел, соединяющий три континента — Азию, Европу и Африку. Наше географическое положение между основными глобальными водными путями делает Королевство Саудовская Аравия эпицентром торговли и воротами в мир».
Там же описываются первые шаги, которые государство собирается предпринять вне нефтяной сферы:
1) Преобразование инвестиционного фонда Public в крупнейший мировой фонд благосостояния, в котором будут находиться доходы от недвижимости и от нефтяной компании Saudi Aramco;
«Есть не-Aramco бюджетов небольших компаний, но корпорации переживут этот толчок», — уверен он.
Экспертное мнение
Кристофер Джонсон, председатель Ближневосточного Совета американских торгово-промышленных палат, написал для Национального совета по американо-арабским отношениям: «Эти изменения не только обещают большую экономическую стабильность в королевстве, которое занимает ключевое место в регионе и является глобальным партнером США в энергетике, коммерции и сфере безопасности. Они предоставят возможность американским компаниям инвестировать надежный долгосрочный капитал в широком спектре отраслей и регионов».
Шакир Сарвар, Head of Asset Management в Bahrain Security and Investment Co.:
«Капитализация рынка будет существенно расти и с точки зрения важности, саудовский рынок может в конечном итоге стать столь же ценным для мировых инвестиционных менеджеров, как Нью-Йорк, Лондон и Гонконг, столь же большим, как Китай или Индия, если не больше.
Если эти экономические реформы и либерализация будут успешно реализованы в течение следующих 5-10 лет, будущие экономические и политические аналитики могут в конечном итоге выявить в этом снижении цен на нефть скрытое благословение для Саудовской Аравии и других стран Персидского залива».
Али аль-Насер, руководитель фонда лондонской группы, которая имеет более чем $1 млрд инвестированный в страны Ближнего Востока и Северной Африки:
«Вопрос теперь снова об исполнении. Он (король Салман — авт.) сказал правильные вещи, теперь главное — заставить все это работать. Сейчас существует довольно сильный импульс, на местном уровне существует сильная поддержка этой повестки дня», — пишет аль-Насер.
Масуд Ахмед, директор диверсификации экономики от нефти — «именно такая трансформация, в которой нуждается экономика Саудовской Аравии».
«Я думаю, что реальная проблема — как можно будет убедиться в том, что эти очень разумные и амбициозные цели могут быть воплощены в реальные изменения», — подчеркнул Масуд Ахмед.