2016 год должен стать годом возрождения сети автомобильных дорог Украины

Oдин из путeй рeшeния oбoзнaчeнныx прoблeм рукoвoдствo Укрaвтoдoрa видит в вoзврaтe финaнсирoвaния дoрoжнoгo xoзяйствa дo спeциaльнoгo фoндa в сoстaвe Гoсудaрствeннoгo бюджeтa Укрaины, a впoслeдствии — сoздaнии зaщищeннoгo Гoсудaрствeннoгo дoрoжнoгo фoндa.

2016 гoд должен стать годом возрождения сети автомобильных дорог общего пользования, иначе Украина потеряет не только большую часть дорожной сети и транспортного потенциала. К такому выводу пришли члены Общественного совета при Государственном агентстве автомобильных дорог Украины в ходе очередного заседания совещательно-консультативного органа.

«Если не начать восстанавливать дорожную сеть уже в ближайшее время — за год-два дорог в Украине не будет вообще. Их надо будет строить с нуля, а это уже другие средства. 2016 год должен стать годом возрождения сети автомобильных дорог общего пользования», — заявил Председатель Общественного Совета, Президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Леонид Костюченко.

В ответ представители общественности поддержали предложение Укравтодора и выступили с инициативой обратиться к депутатскому корпусу — изменить решение об отмене целевых источников финансирования дорожного хозяйства и вернуть области специальный фонд, который станет основой для создания Государственного дорожного фонда.

Председатель Госагентства пояснил, что согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», а также недавними изменениями Налогового и Бюджетного кодексов Украины, целевые источники финансирования дорожного хозяйства, которые ранее аккумулировались в специальном фонде госбюджета, были отменены, а финансирование всех расходов дорожного хозяйства было введено из общего фонда госбюджета.

«Такой формат не дает понимания объемов средств, которые будут предусмотрены на следующий год, а следовательно делает невозможным долгосрочное планирование работ с учетом на перспективу», — подчеркнул С.Подгайный.

Кроме того, отныне выделение средств на дороги происходит по остаточному принципу, после того, как будут удовлетворены потребности других сфер экономики, имеющих защищенные статьи или целевые источники финансирования в специальном фонде госбюджета, как правило — в конце месяца.

По словам Главы Укравтодора, и до сих пор нет четкой нормы вроде Порядка использования субвенции на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог коммунальной собственности, которая бы требовала от местной власти направлять 100% указанных поступлений исключительно на дороги коммунальной собственности и местного значения, а не другие нужды бюджета.

Пресс-служба Укравтодора

«Эта сумма позволила бы обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству хотя бы на тех автомобильных дорогах общего пользования, которые имеют стратегически важное значение и нуждаются в этом больше всего», — отметил С. Подгайный, добавив, что Укравтодор приведет существующую дорожную сеть в соответствующее эксплуатационное состояние, однако лишь при условии прогнозируемого, правильного и целевого выделения средств, когда каждая копейка, привлеченная на содержание и развитие автомобильных дорог, будет направляться исключительно на дороги.

Фонд аккумулирует поступления из определенных целевых источников финансирования, таким как акцизы, пошлина, плата за проезд, использование объектов придорожного сервиса и прочее, а сопутствующие изменения в законодательство позволят эффективнее контролировать поступления в бюджет, а также рациональнее использовать их в части перенадходжень и остатков.

Именно поэтому Государственное агентство автомобильных дорог Украины должен обеспечить выполнение не только ямочного ремонта, цель которого предупредить развитие разрушений, но и текущего среднего и капитального ремонтов, а также реконструкции, которые позволят реанимировать автомобильные дороги Украины.

По словам Председателя Всеукраинского объединения организаций работодателей транспорта «Федерация работодателей транспорта Украины» Ореста Климпуша, дорога — это рабочее место перевозчиков, и от ее эксплуатационных характеристик напрямую зависят качество, скорость, а главное безопасность их работы.

«Через это работы и закупка материалов осуществляется подрядчиками в долг, несвоевременно уплачиваются налоги, что приводит к штрафам и пени, а вместе со стремительными валютными колебаниями, от которых зависит ценообразование на те же работы и материалы, создается дополнительная финансовая напряжение в области… Правильный перераспределение расходов с конца года на первое полугодие, которого требуют сроки ремонтно-строительного сезона, позволят обеспечить не только выполнение работ, но и своевременный расчет за них, что снизит долговую нагрузку», — подчеркнул он.

В свою очередь, присутствующий на заседании Председатель Укравтодора Сергей Подгайный заверил, что разделяет мнение общественности, однако для того, чтобы выполнить эту задачу, прежде всего необходимо решить ряд проблемных вопросов относительно финансирования отрасли.

В соответствии с ним запланированный объем доходной части финансирования дорожного хозяйства в 2014 году составлял около 26 млрд. грн., однако, не смотря на то, что поступления из целевых источников финансирования — акцизного налога и таможенной пошлины, превысил запланированные показатели на 10%, объем фактически выделенных расходов составил всего 17,6 млрд. грн., остальная часть средств осталась на счетах Государственной казначейской службы Украины.

Не решенным остается вопрос и децентрализованного финансирования. Ведь субвенции на сохранение и развитие коммунальной дорожной сети — отменены, вместо этого введен новый акцизный налог — 5% с розничной продажи подакцизных товаров: нефтепродуктов, другого топлива, аккумулируется в общем фонде местных бюджетов.

В качестве примера был представлен Отчет Государственного агентства автомобильных дорог Украины о выполнении Государственного бюджета Украины за 2014 год.

«За неудовлетворительное состояние дорог ни один перевозчик не может гарантировать ни оперативности, ни своевременности, ни безопасности грузовых, и что вообще недопустимо — пассажирских перевозок. Это противоречит всем международным нормам, а значит сводит на нет транспортный потенциал Украины и делает ее неконкурентоспособной в качестве международного транзитера», — заявил он.

Его поддержал и Президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины и одновременно Председатель Общественного совета Госагентства Леонид Костюченко:

Укравтодор уже неоднократно обращался в Министерство финансов Украины с просьбой вернуть остаток кредитного ресурса, привлеченного в 2012-2013 годах, в объеме 6,1 млрд. грн., однако эти средства до сих пор остаются «замороженными» на счетах госказначейства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.